В первой половине 2022 года компанией Ford было заявлено, что она попробует новую модель продаж, и поделит свой бизнес на две составляющие. Первая часть, по плану будет заниматься авто с двигателями внутреннего сгорая, и обзаведется названием «FordBlue”. В то время как вторая часть будет нацелена на электромобили, и получит название «Model e». Отделение Pro, занимающийся коммерческими автомобилями, продолжит свою деятельность.
"Голубой овал" в сентябре этого года объявил о том, что посредники должны будут инвестировать в один из двух уровней опций, предназначенных для электромобилей в рамках Model e: Certified и Certified Elite. Сперва бренд хотел, чтобы они сделали свой быстрый выбор в конце прошлого месяца, но недавно перенес этот срок на начало декабря. По словам издания Automotive News, ассоциации дилеров не менее чем в 13 штатах выступают против, заявляя, что компания несправедливо обременяет свою розничную сеть и нарушает законы о франшизе. Чтобы лучше осознать, чем обеспокоены и недовольны бизнесмены, нам нужно вспомнить, на что им придется потратиться. При выборе Model e Certified Elite, он должен инвестировать 900 000 долларов, которые будут потрачены на два быстродействующих зарядных устройства постоянного тока. Одно из этих зарядных будет находиться на виду у посетителей, а к 2026 году должно быть установлено еще одно быстрое зарядное устройство в рамках дополнительных инвестиций в размере 300 000 долларов. За эту кругленькую сумму в 1,2 миллиона долларов дилерские центры Elite получат демонстрационные машины и смогут иметь ограниченный складской запас.
Программа Model e Certified гораздо дешевле, тем не менее требует $500 000 на одно общественное зарядное устройство и другие материалы для обучения и продаж. Из-за более низкой стоимости входа посредники e Certified не получат складских запасов или демонстрационных моделей и смогут продавать не более 25 EV в год. Если продавец не пройдет сертификацию, то не сможет продавать такие машины, как F-150 Lightning, хотя у них останется доступ к предложениям "Голубого овала" с двигателями внутреннего сгорания.
Смельчаки из различных объединений штатов утверждают, что ограничение на количество EV, которое может продать посредник, является незаконным. В резолюции члены Южной ассоциации руководителей автомобильной торговли (которая представляет 12 дилерских групп штатов) заявили, что та "не обеспечивает доступность всех моделей машин для продавцов на сопоставимых условиях и не распределяет справедливое количество EV среди франчайзинговых дилеров Ford в соответствии с их рыночными зонами". Добавив также, что компания "должна работать с руководителями ассоциаций и франчайзинговыми дилерами над созданием программы, которая соответствует законам штатов, способствует конкуренции и продвигает цель внедрения EV во всех частях страны". Помимо этого, генеральный директор Автомобильной ассоциации Пенсильвании Джон Девлин в письме на имя генерального директора Джима Фарли заявил, что программа сертификации Model e "нарушает многочисленные положения законодательства Пенсильвании".
С другой стороны медали, Ford объяснил, что программа для электромобилей стала результатом взаимодействия бренда с примерно 400 дилерами, отметив, что "дилеры также могут не участвовать в добровольном предложении и специализироваться на лидирующих в отрасли розничных и коммерческих автомобилях с ДВС". Также бренд заявляет, что уверен в законности плана и говорит, что "в целом отзывы были положительными". На сегодняшний момент программа предусматривает вторую дату отказа посредников от участия в её варианте 2027 года, что кажется хорошей уступкой тем, кто хочет подождать и присмотреться, насколько востребованными будут электромобили в ближайшие годы. Многие продавцы считают, что их насильно обязуют платить за инфраструктуру, которая им не нужна, поскольку общественные зарядные устройства со временем станут очень распространенным явлением. Если посмотреть на это со стороны Ford, то понятно, что компания хочет рекламировать доступность EV и зарядки для всех проезжающих мимо, не только для того, чтобы продавать электроэнергию клиентам, у которых есть EV, но также, чтобы дать понять общественности, что бренд инвестирует в альтернативный вид транспорта.
Все прекрасно понимают, что в этот тип продаж еще предстоит внести ряд изменений, и улучшений, но хорошая новость заключается в том, что компания готова прислушаться к мнению дилеров, и те не особенно расстроены - они просто хотят, чтобы её изменили таким образом, чтобы это не нанесло им серьезного убытка. Конкретные законы каждого штата будут играть свою роль, но если Ford выиграет эту битву, то другие автопроизводители, несомненно, последуют их примеру, введя мандаты на EV, что может вынудить продавцов закрыться. Настолько ли это плохо? Думаю можно долго это обсуждать, но пока мы останемся в стороне наблюдателей.