Q4BA – это дизельный силовой агрегат с дополнительным нагнетателем в виде турбины, который имеет рабочий объем в 2.2 литра, и способен обеспечивать до 175 лошадиных сил максимальной мощности. Мотор можно отыскать под капотом Ford Mondeo четвертого поколения.
Мощность, л.с. | 175 |
Тип топлива | Дизельное топливо |
Объем, см*3 | 2198 |
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. | 400 (41) / 1750 |
Расход топлива, л/100 км | 6.2 |
Тип двигателя | Рядный, 4-цилиндровый |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 175 (129) / 3500 |
Нагнетатель | Турбина |
В силовом агрегате использована система подачи топлива Common Rail. Такая система предусматривает дозированную подачу топлива в камеры сгорания под высоким давлением. При этом, порции изменяются в зависимости от потребностей и конкретной ситуации. Это дает возможность обеспечить оптимальный расход топлива, который также влечет за собой существенное уменьшение уровня выброса вредных веществ в атмосферу. Система зарекомендовала себя довольно надежной и беспроблемной.
Блок цилиндров изготовлен из чугуна, а его головка отлита из алюминия. Это позволяет обеспечить максимальную надежность конструкции. При этом, сравнительно легкая головка дает возможность получить отличные динамические и эксплуатационные характеристики. Чугунный блок цилиндров не является одноразовым, поэтому его можно без особых усилий ремонтировать и растачивать в специализированных мастерских, при необходимости.
В системе присутствует штатный интеркулер, который позволяет существенно продлить ресурс работы нагнетателя, а также обеспечивает дополнительную прибавку мощности. Поскольку в системе присутствует только холодный воздух, то и другие элементы двигателя получают увеличенный ресурс.
На моторе нашлось место для установки гидравлических компенсаторов тепловых зазоров клапанов газораспределительного механизма. Они в автоматическом режиме выставляют требуемый зазор в газораспределительном механизме, что позволяет избежать необходимости постоянного посещения станций технического обслуживания для механической регулировки.
В приводе газораспределительного механизма используется цепная передача. Производителями цепь заявлена необслуживаемой, и так есть на самом деле. Проблем у владельцев автомобилей с такими моторами этот узел практически не вызывает. Но для этого требуется использование качественных смазывающих жидкостей 5W-30 в количестве 5.9 литра, а также периодически проверять состояние элементов механизма.
В конструкции двигателя предусмотрено две турбины, работающих по системе Bi-turbo. То есть, это одна маленькая и одна большая последовательно подключенные турбины. Это позволяет обеспечить широкий диапазон оборотов, на которых двигатель выдает максимальную мощность. Поскольку маленькая турбина легче раскручивается, то она работает на низком уровне оборотов. А когда нагнетатель не может справится с созданием необходимого давления и компрессией воздуха, то в работу подключается большая турбина. Это дает возможность обеспечить минимальную задержку и ровную разгонную динамику.
Заявленный ресурс Q4BA составляет 375 тысяч километров, но на практике этот показатель может превзойти все ожидания, так как мотор может проработать до 500 тысяч километров без необходимости капитального ремонта и серьезных неисправностей. Но для этого требуется применение качественных рабочих жидкостей, своевременное регламентное обслуживание, а также внимательная эксплуатация без перегрузок.
Благодаря применению современных технологий и использованию высококачественных материалов, производителям удалось достичь того, что этот мотор оказался надежным и удачным. Но такое решение повлекло за собой одну неприятность – очень сложный ремонт и обслуживание. Найти специалистов, которые возьмутся за ремонт такого силового агрегата довольно трудно, а подобрать детали в случае поломки будет практически невозможно. Поэтому следует очень внимательно подходить к эксплуатации мотора.
В конструкции применена современная топливная система, на которой также установлены пьезоэлектрические форсунки, которые очень привередливы к качеству используемого топлива. Как показывает практика, отечественный дизель такая конструкция практически не переносит, и с ней постоянно возникают определенные проблемы. Поэтому чтобы избежать неполадок рекомендуется заправляться только на проверенных АЗС.
Для того, чтобы снять форсунки требуется специализированное оборудование для их высверливания. Поэтому в случае поломки, связанной с системой питания, придется потратить немало времени на поиски места, где могут предоставить подобного рода услуги. И стоимость такой процедуры очень большая.
Двойной наддув отличается не только положительными качествами. В его конструкции также есть и определенные недостатки, которые доставляют владельцам проблемы. Прежде всего, нужно использовать только качественное и оригинальное рекомендуемое масло, иначе турбина может «приехать». В лучшем случае одна из двух. Если же нагнетатель все-таки сломался, то заменить деталь на оригинальную будет очень трудно и дорого.
Сажевый фильтр и клапан ЕГР очень быстро засорятся, что приводит к возникновению определенных проблем. Как правило, мотор перестает тянуть и во время работы начинают плавать обороты. Постоянно чистить эти узлы не вариант, так как самостоятельно сделать это сложно, а на станции технического обслуживания это будет стоить дорого. Поэтому большинство владельцев автомобилей с такими моторами удаляют проблемные узлы, после чего производят настройку всей системы для нормальной работы без этих элементов.
Точный рабочий объем мотора составляет 2198 кубических сантиметра. Двигатель имеет стандартную конфигурацию – 4 цилиндра располагаются в один ряд. Диаметр цилиндров составляет 85 миллиметров, а поршень ходит в них на 96 миллиметров. Это дает возможность обеспечить степень сжатия в 16.6 к 1.
Выброс вредных веществ в атмосферу на каждый километр составляет 165 грамм. Это дает двигателю возможность соответствовать нормам экологического стандарта Евро 4. Расход Q4BA во время движения по городу составляет 8.4 литра. На трассе на каждые 100 километров силовому агрегату требуется 4.9 литра, а в смешанном цикле он «жрет» 6.2 литра дизеля.
Благодаря использованию турбины максимальную мощность в 175 лошадиных сил удается получить уже на 3.5 тысячах оборотов. Пиковый крутящий момент в 400 Нм достигается с 2750 оборотов.